Анна ШЕИНА
В этом году Всероссийский конкурс «Учитель года России-2016» приобрел по-настоящему общенациональный масштаб: в состязаниях лучших педагогов принимают участие представители всех 85 регионов. Об этом в ходе открывшегося в Москве семинара для будущих конкурсантов рассказал Петр Положевец, главный редактор «Учительской газеты», которая является одним из организаторов конкурса наряду с Минобрнауки России и Профессиональным союзом работников народного образования и науки Российской Федерации.
24 филолога, 13 учителей иностранного языка, 9 историков, 8 математиков, 7 педагогов начальной школы и географов, 5 биологов, 4 физика и столько же информатиков, 2 учителя химии, 1 преподаватель ИЗО и 1 педагог дополнительного образования – именно такой «профессиональный» состав конкурсантов собрался в этом году. Поддержать участников – кто-то решился помериться педагогическими силами после десятилетий плодотворного труда (так, стаж одной из конкурсанток составляет 31 год), кто-то еще только в начале своего педагогического пути (несколько участников состязаний проработали в школе немногим более 3 лет), приехали признанные эксперты в области образования и представители Минобрнауки России.
Под большим впечатлением участники семинара выходили с лекции доктора психологических наук, директора Федерального института развития образования Александра Асмолова, который заверил участников, что профессиональные конкурсы, и в частности, «Учитель года» – это уникальный пример конструктивной конкуренции, это пространство, где, по сути, выигрывает каждый, поскольку на протяжении конкурса постоянно растет и совершенствуется.
Актуальные темы затронула в своем выступлении и первый заместитель Министра образования и науки РФ Наталья Третьяк. Всех учителей и участников конкурса, в том числе, сегодня волнует вопрос оплаты труда. Наталья Третьяк отметила, что здесь есть, над чем работать, причем, чиновникам нужно это делать в сотрудничестве с педагогами. И решений здесь может быть несколько. Первое – анализ существующих систем оплаты труда, ведь в разных регионах они неодинаковы, везде есть свои плюсы и минусы, и заинтересованные педагоги могли бы осмыслить их и поделиться своими соображениями о том, какие работают лучше. Тогда возможно удастся распространить этот позитивный опыт гораздо шире. Второе решение, по словам Натальи Третьяк, более радикальное. Поскольку педагогов нередко волнует именно высокая региональная дифференциация зарплат, можно поставить вопрос о введении отраслевой системы оплаты труда. Но и в том, и в другом случае, как отметила Наталья Третьяк, решать, куда двигаться, будут все. Это вопрос, который касается каждого в образовании.
В целом программа первого дня семинара для участников Всероссийского конкурса «Учитель года России-2016» показала: когда на одной площадке собираются продвинутые педагоги, начинается интересная и проблемная дискуссия. И таких возможностей обсудить актуальное и важное в современном образовании у конкурсантов будет еще много: семинар продлится в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования до 19 августа. Также в один из дней семинара конкурсантам предстоит оказаться в роли испытуемых – в этом году впервые в очном формате будет проводиться написание эссе. Это новшество организаторы конкурса объясняют тем, что учителя должны показать свой уровень владения навыками, которых они требуют от учеников. Эссе – один из частых форматов заданий в школе, поэтому постановка такой задачи весьма справедлива. Тем более для тех, кто претендует на звание Учителя года.
|